Erid: 2SDnjd1aroA
Доля китайских автомобилей в России постоянно увеличивается. В 2022 году объём продаж новых авто из Поднебесной в нашей стране превысил 120 000 единиц, что стало новым рекордом [1]. Во многом такой прогресс связан с повышением качества китайского автопрома — в том числе по параметрам безопасности. Разбираемся, какие модели из поставляемых на наш рынок зарекомендовали себя как самые защищённые.
Рейтинг C-NCAP: что это и чем отличается от Euro NCAP?
Первые краш-тесты автомобилей начали проводить ещё в 1930-е годы, а с 1970-х для таких испытаний стали разрабатывать единые стандарты [2]. Сегодня оценкой безопасности транспортных средств занимаются несколько независимых организаций, каждая из которых использует собственную методику. В Европе наибольшим авторитетом пользуется система Euro NCAP. Результаты тестов по ней сильно влияют на репутацию производителей, а низкая оценка может стать основанием для остановки продаж во всём Европейском союзе.
Euro NCAP проводит серию краш-тестов, для которой может потребоваться до четырёх автомобилей [3]. Проверка получается тщательной и всесторонней: оценивается безопасность водителя и пассажиров при фронтальных и боковых ударах, защита от хлыстовой травмы шеи, а также защита пешеходов при столкновении с автомобилем.
В прошлом китайские автоконцерны не были уверены в качестве своей продукции, в тестах Euro NCAP участвовали редко и получали низкие оценки. Хотя бывали и исключения: ещё в 2011 году Geely Emgrand EC7 заработал достойные четыре звезды из пяти возможных [4].
Сейчас производители из Китая всё смелее предоставляют свои авто для испытаний в Европе. И не без оснований: так, по итогам 2022 года в пятёрку самых безопасных автомобилей по версии Euro NCAP вошли сразу два «китайца». В номинации «лучший большой кроссовер» победу одержал гибрид Wey Coffee 01, а среди компактных семейных автомобилей лидером стал электрокар Ora Funky Cat [5].
Но ещё 15‒20 лет назад о таких оценках китайский автопром мог только мечтать, а обходиться без краш-тестов было уже несолидно. Поэтому китайцы организовали альтернативные тесты C-NCAP под эгидой центра автомобильных технологий и исследований (CATARC). Они проводятся с 2006 года и на первых порах воспринимались со здоровым скепсисом даже в самом Китае — слишком щедро по системе C-NCAP раздавались звёзды. Дело было в облегчённой методике, сильно устаревшей по меркам Euro NCAP.
Со временем протоколы испытаний несколько раз серьёзно дорабатывали и ужесточали с оглядкой на европейских коллег. Манекены начали усаживать ещё и на задние сиденья, увеличили скорость при ударах, ввели оценку защищённости пешеходов. Версия C-NCAP 2018 года уже была сопоставима с Euro NCAP, а 2021 года — приблизилась к ней вплотную. Китайские автомобили, получившие пять звёзд по этим методикам, можно считать по-настоящему безопасными.
«Пятизвёздочные» китайские автомобили на рынке России
В нашей стране официально продаются разные модели с высокими рейтингами C-NCAP. Есть из чего выбрать в разных классах и ценовых категориях.
Очень хорошо на тестах C-NCAP 2018 себя показал среднеразмерный внедорожник Exeed TXL: итоговые 93,61% и пять звёзд. Максимальные 100% он получил при боковом краш-тесте и по активной безопасности [6]. Чуть скромнее результат у его «старшего брата» — полноразмерного внедорожника Exeed VX: те же пять звёзд, но с показателем 92,44%. Безупречно удалось пройти только боковой краш-тест [7].
Электрический кроссовер Voyah Free по C-NCAP-2018 заработал «пятёрку с плюсом» и 92,32%, стопроцентный результат — при боковом краш-тесте и по активной безопасности [8]. Электровэн Voyah Dream тестировался уже по методике C-NCAP-2021 и набрал 86,3%. Цифра кажется меньше, но нужно держать в уме существенно возросшую сложность испытаний. Из отдельных показателей самый высокий по безопасности водителя и пассажиров — 89% [9].
В модельном ряду Geely по новой методике C-NCAP-2021 успел «отстреляться» свежий кроссовер Monjaro. Итог: общая оценка 85,7% и 89,5% по безопасности водителя и пассажиров [10].
Премиальный бренд Hongqi, который весной 2023 года официально пришёл в Россию, ожидаемо хорош по показателям безопасности: недаром у себя на родине он производит автомобили для высшего партийного руководства. Среди привезённых к нам моделей на краш-тестах лучше всего себя проявили кроссовер HS5 (91,75% по C-NCAP-2018) [11] и бизнес-седан H5 (88,2% по C-NCAP-2021) [12].
Особняком стоит бестселлер российского рынка Haval Jolion. Городской кроссовер вместо тестов C-NCAP в 2022 году прошёл австралийские ANCAP, которые работают по протоколам Euro NCAP. Поэтому его «пятизвёздочный» результат выглядит ещё более солидно. Защиту водителя и взрослых пассажиров австралийцы оценили в 90%, защиту детей — в 84%, а работу устройств обеспечения безопасности — в 92% [13]. Большой кроссовер Haval F7 с успехом выдержал испытания C-NCAP-2018. Из всех моделей в подборке у него самый высокий суммарный показатель (94,08%), а также уровень безопасности пешеходов (78%) [14].
Производители постоянно совершенствуют защиту жизни и здоровья водителей, пассажиров, пешеходов, а о финансовой защите на случай ДТП должен позаботиться уже сам автовладелец. Самым оптимальным решением станет оформление страхового полиса каско. Сейчас получить его можно за считанные минуты без визитов в офис: рассчитать каско на машину при помощи формы на сайте, а затем оплатить банковской картой.
Список источников:
1. В 2022 году россияне приобрели рекордное количество китайских автомобилей. — Портал Автостат. — URL: https://www.autostat.ru/news/53574/ (дата обращения: 09.11.2023 г.).